муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Приморска
238510, Калининградская область г.Приморск ул. Железнодорожная д.2а
Анализ входного мониторинга качества знаний в 2015-2016 учебном году
Входной мониторинг образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений в рамках региональной системы оценки качества образования Министерством образования Калининградской области был проведён в форме диагностических методик в 1 классе «Готовность к обучению в школе», в 5 классе - тестирование по математике, русскому языку, оценка метапредметных и личностных результатов.
Цель:
- оценить готовность к обучению в школе учащихся 1 класса
- выявить и оценить уровень грамотности обучающихся, проверить наличие базовых знаний учащихся и уровень их подготовки
- выяснить, насколько сформировано у обучающихся умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий, использовать свои знания при решении нестандартных заданий
Сроки проведения входных мониторинговых исследований в 2015 – 2016 учебном году:
1 класс: готовность первоклассников к обучению в школе 21.09.2015 – 30.09.2015г.
5 класс: русский язык – 24.09.2015г.;
математика – 22.09.2015г.;
мониторинг индивидуально-личностных особенностей обучающихся – 30.09.2015г.;
оценка метапредметных результатов:
комплексная работа – 29.09.2015г.;
проектные работы – 25.09 – 26.09.2015г.
Мониторинг готовности к школе учащихся 1 класса (Учитель Ломтева М.А.)
Цель мониторинга - выявление готовности к школьному обучению: сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой.
В ходе диагностики проверяются состояния пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координация; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена, наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
В мониторинге приняли участие 23 человека (100% класса).
Дата |
Методика |
Цель |
Результат по классу |
22.09.15 |
«Рисунок человека» |
Выявление общего уровня умственного развития |
Базовый - 57% Пониженный- 30% Низкий -13% |
22.09.15 |
«Графический диктант» |
Выявление умения внимательно слушать, точно выполнять указания, правильно воспроизводить направление, самостоятельно действовать по указанию взрослого |
Высокий- 22% Повышенный -30% Базовый -17% Пониженный-17% Низкий- 13% |
23.09.15 |
«Образец и правило» |
Выявление уровня организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов |
Повышенный- 39% Базовый- 35% Пониженный- 8% Низкий-13% |
23.09.15 |
«Первая буква» |
Умение выделять согласные звуки в начале слова (без учета твердости и мягкости) |
Высокий-22% Повышенный -4% Пониженный-43% Низкий- 30% |
Проанализировав результаты методики выявления готовности к школе можно сделать следующий вывод:
- повышенный уровень готовности имеют 17% учащихся класса,
- базовый- 52%,
- пониженный- 13%,
- низкий-17%.
Особого внимания требуют дети, показавшие низкий уровень готовности к школе.
У 17% класса (4 человека) наблюдается игровое отношение к учебным заданиям, инфантильность. Они испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле, не могут работать самостоятельно, испытывают трудности в овладении математикой и грамотой.
Запланированная коррекционная работа:
- дополнительные обще развивающие занятия в игровой форме
- дополнительные задания по фонематическому анализу слов
- посещение дополнительных занятий по «лего»-конструированию
- развитие фонематического слуха
- работа психолога
Мониторинг по русскому языку в 5 классе (Учитель Ведмук И.В.)
В классе обучается 14 человек.
Присутствовало - 10 человек.
Работа представляет собой 20 тестовых заданий, охватывающих все разделы языкознания.
I. Выполнение заданий теста
№ задания |
Структурный элемент содержания |
Количество выполнявших |
Количество выполнивших |
% выполнивших |
|
1 |
Алфавит. |
10 |
10 |
100% |
|
2 |
Фонетика. |
10 |
7 |
70% |
|
3 |
Фонетика. |
10 |
2 |
20% |
|
4 |
Морфемика. |
10 |
3 |
30% |
|
5 |
Словообразование. |
10 |
5 |
50% |
|
6 |
Словообразование. |
10 |
2 |
20% |
|
7 |
Морфология, |
10 |
4 |
40% |
|
8 |
Морфология. |
10 |
3 |
30% |
|
9 |
Морфология. |
10 |
2 |
20% |
|
10 |
Морфология. |
10 |
3 |
30% |
|
11 |
Морфология. |
10 |
4 |
40% |
|
12 |
Морфология. |
10 |
3 |
30% |
|
13 |
Морфология. |
1 |
10 |
2 |
20% |
2 |
10 |
3 |
30% |
||
3 |
10 |
2 |
20% |
||
14 |
Синтаксис. |
10 |
8 |
80% |
|
15 |
Синтаксис. |
10 |
4 |
40% |
|
16 |
Орфография. |
10 |
3 |
30% |
|
17 |
Орфография. |
10 |
2 |
20% |
|
18 |
Лексика. |
10 |
3 |
30% |
|
19 |
Анализ текста. |
10 |
2 |
20% |
|
20 |
Анализ текста. |
10 |
3 |
30% |
Высокий уровень усвоения тем: Фонетика - 60%, Морфемика -50%, Орфография -60%
Недостаточный уровень: Словообразование -30%
Базовый уровень подготовки и выше показали - 40% участников мониторингового тестирования.
Пониженный уровень - 50%
Недостаточный – 10%
Мониторинг по математике в 5 классе (учитель – Плисс Р.Р.)
Количество человек в классе - 14.
Количество человек выполнявших работу - 12.
Учащиеся выполняли работу, состоящую из 20 заданий.
Выполняемость заданий представлена в таблице:
№ задания |
ответили верно |
ответили неверно |
не приступили к заданию |
|||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
|
1 |
5 |
41,7 |
6 |
50,0 |
1 |
8,3 |
2 |
8 |
66,7 |
3 |
25,0 |
1 |
8,3 |
3 |
6 |
50,0 |
4 |
33,3 |
2 |
16,7 |
4 |
6 |
50,0 |
1 |
8,3 |
5 |
41,7 |
5 |
6 |
50,0 |
5 |
41,7 |
1 |
8,3 |
6 |
1 |
8,3 |
9 |
75,0 |
2 |
16,7 |
7 |
2 |
16,7 |
5 |
41,7 |
5 |
41,7 |
8 |
4 |
33,3 |
7 |
58,3 |
1 |
8,3 |
9 |
5 |
41,7 |
2 |
16,7 |
5 |
41,7 |
10 |
7 |
58,3 |
4 |
33,3 |
1 |
8,3 |
11 |
7 |
58,3 |
2 |
16,7 |
3 |
25,0 |
12 |
4 |
33,3 |
3 |
25,0 |
5 |
41,7 |
13 |
7 |
58,3 |
3 |
25,0 |
2 |
16,7 |
14 |
8 |
66,7 |
2 |
16,7 |
2 |
16,7 |
15 |
5 |
41,7 |
2 |
16,7 |
5 |
41,7 |
16 |
2 |
16,7 |
6 |
50,0 |
4 |
33,3 |
17 |
7 |
58,3 |
2 |
16,7 |
3 |
25,0 |
18 |
6 |
50,0 |
1 |
8,3 |
5 |
41,7 |
19 |
1 |
8,3 |
4 |
33,3 |
7 |
58,3 |
20 |
5 |
41,7 |
2 |
16,7 |
5 |
41,7 |
Учащиеся показали высокий уровень подготовки по следующим заданиям:
- №2 (порядок действий в примерах),
- №10 (сравнение чисел),
- №11 (состав числа),
- №13 (задача н движение),
- №14 (фигуры и их названия)
- №17 (множество решений).
Учащиеся показали низкий уровень подготовки по следующим заданиям:
- №6 (площадь прямоугольника)
- №19 (решение задачи двумя способами)
Результаты мониторингового тестирования:
Показали:
- базовый уровень подготовки и выше – 25%
- пониженный уровень подготовки – 42%
- недостаточный уровень подготовки – 33%
Оценка метапредметных результатов
Комплексная работа направлена на выявление у учащихся 5-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Под метапредметными результатами понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В работе оценивается сформированность трех групп умений:
1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).
2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Успешность выполнения заданий по группам умений:
- общее понимание текста и ориентация в тексте – 47%
- глубокое и детальное понимание содержания и формы текста – 45%
- использование информации из текста для различных целей – 52%
Успешность выполнения всей работы (среднее значение по классу) – 47%
Основные характеристики работы
|
Варианты 1–4 |
Общие характеристики работы |
|
1. Количество заданий |
15-17 |
2. Максимальный балл |
18-22 |
Распределение заданий по группам умений (в %) |
|
1-я группа умений (6–7 заданий) |
40-41 |
2-я группа умений (6-8 заданий) |
40-47 |
3-я группа умений (3 задания) |
18-20 |
При интерпретации результатов тестирования выделено пять уровней овладения учащимися спектра проверяемых метапредметных умений — недостаточный, пониженный, базовый, повышенный и высокий.
Учащиеся продемонстрировали следующие уровни достижений:
- базовый уровень достижений и выше – 64%
- пониженный уровень – 18%
- недостаточный уровень – 18%
По результатам диагностики можно констатировать: задания, построенные на основе художественного текста, выполняются учащимися 5 класса лучше, чем задания на основе информационного и естественнонаучного текстов. В процессе формирования читательских умений следует обратить внимание на фундаментальное умение, лежащее в основе всей читательской деятельности, – умение понимать прочитанное. Чтобы вооружить юных читателей различными стратегиями чтения, учителю важно освоить методику обучения пониманию прочитанного и работать над пониманием текста системно и постоянно. Учитывая существенную разницу в понимании разных видов текста, учителям следует особое внимание уделить развитию читательских умений на основе информационных и естественнонаучных текстов.
Результаты оценки достижений учащихся по групповому проекту «Помоги будущему первокласснику»:
Успешность выполнения всего проекта (среднее значение по классу) – 64%
Регулятивные действия – 63%
Коммуникативные действия – 66%
ВЫВОДЫ: Результаты проведённого тестирования показывают наличие в классах части детей (от 20 до 30% класса) слабо справившихся с заданиями и требующих индивидуальную коррекцию знаний и выработку необходимых учебных навыков.
Директор МБОУ СОШ №8 Маматова З.О.
Исп. Г.И. Ефимова